Среда, 19 Января 2022, 04:10
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

на сайт электронного сопровождения уроков учащихся ГБОУ "СОШ п.Алексеевка"

Вход на сайт

Меню сайта
Календарь
«  Январь 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Время жизни сайта
Наш опрос
Что больше всего нравится Вам в кабинете физики?
1. Техническое оснащение
2. Общее оформление
3. Справочный материал
4. Учебная литература
5. Красивые учебники
6. Плакаты
7. Литература для дополнительного чтения
8. Наглядные пособия на стенах
Всего ответов: 291
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
ВизитЫ
Flag Counter
On-Line
Ждём КАНИКУЛЫ
Поиск
calend.ru

ПубликациИ

Подготовка публикаций и демонстрационного материала

1.1. Краткое изложение основных теоретических и методических аспектов работы

1.1.1. Стили и типы научных текстов

Обычно выделяют следующие типы научной прозы: монография, журнальная статья, рецензия, учебник (учебное пособие), лекция, доклад, информационное сообщение (о состоявшейся конференции, симпозиуме, конгрессе), устное выступление (на конференции, симпозиуме и т. д.), диссертация, научный отчёт. Эти типы (жанры) относятся к первичным, то есть созданным автором впервые.

К вторичным текстам, то есть текстам, составленным на основе уже имеющихся, относятся: реферат, автореферат, конспект, тезисы, аннотация. При подготовке вторичных текстов происходит свёртывание информации в целях сокращения объёма текста.

Научный стиль литературного языка подразделяется на три подстиля:

 собственно-научный подстиль;

 научно-учебный подстиль;

 научно-популярный подстиль.

В собственно-научный подстиль включены такие жанры как монография, диссертация, доклад, журнальная статья, рецензия и др.

Наиболее распространённым жанром в рамках собственно-научного стиля является жанр журнальной статьи, который также подразделяется на ряд поджанров: теоретическая статья, аналитическая статья, экспериментальная (исследовательская) статья, обзорная статья, из которых основную долю публикаций в научных журналах занимают экспериментальные статьи.

1.1.2. Условия написания научной экспериментальной статьи

Главное условие – наличие собственных оригинальных и убедительных данных, достойных опубликования. Не следует многократно опубликовывать одни и те же результаты. Обнаружение пусть даже небольшого, но нового явления или эффекта по результатам уже опубликованных исследований, либо выполнение нового цикла ранее проведенных исследований, дают автору все основания для повторного включения в новую статью ранее опубликованных данных, но уже в сочетании и во взаимосвязи с вновь полученными результатами.

1.1.3. Язык и стилистика научной статьи

Научные тексты должны писаться в определённом строгом стиле. Основная задача научного стиля – предельно ясно и точно донести до читателя сообщаемую информацию, доказательства её истинности, а также новизны и ценности. Особенности научного стиля – монологический характер, строгий отбор языковых средств, нормированная речь, логическая последовательность изложения, упорядоченная системой связей между частями высказывания, сжатость и однозначность при сохранении насыщенности содержания.

В современной научной речи вместо формы первого лица единственного и множественного числа местоимений «я» или «мы» преимущественно употребляются неопределённо-личные и безличные предложения, что обусловлено стремлением к объективной обобщённости и отвлечённости.

Характерной чертой стиля научных работ является их насыщенность терминами (в частности, интернациональными). Не следует, однако, переоценивать степень этой насыщенности: в среднем терминологическая лексика обычно составляет 15-25 % общей лексики, использованной в работе.

Лексику научной речи составляют три основных пласта: общеупотребительные слова, общенаучные слова и термины. В любом научном тексте общеупотребительная лексика составляет основу изложения. При помощи общенаучных слов описываются явления и процессы в разных областях науки и техники.

Традиционно избегают повторения одного и того же слова в пределах предложения, если это не приводит к потере точности смысла фразы. Однако, если синоним не полностью отражает смысл, либо подразумевает неоднозначность понимания, в целях сохранения точности изложения, даже в пределах одной фразы предпочтительнее вместо синонима повторно использовать один и тот же, но наиболее правильный термин.

1.1.4. Типовая структура научной статьи и особенности написания отдельных разделов

Типичная исследовательская статья имеет определённую, многими десятилетиями выработанную и апробированную структуру, которой и следует придерживаться.

Научная статья должна включать разделы: «Введение», «Описание методов и материалов исследований», «Результаты исследований», «Обсуждение результатов», «Выводы», и «Литература». Иногда разделы «Результаты...» и «Обсуждение...» объединяются в один общий раздел «Результаты и обсуждение». В последние годы по аналогии с ведущими зарубежными научными журналами в отечественные научные статьи после выводов всё чаще начинают включать маленький раздел «Благодарности».

Заглавие статьи должно полностью отражать основную идею и содержание научной статьи. Оно не должно быть перегружено уточняющими словами, но и не должно быть излишне общим. Не рекомендуется в название статьи включать слова, отражающие общие понятия или не вносящие ясность в смысл заглавия, а также включать в него сокращённые слова, аббревиатуры и математические формулы. Заголовки из пяти-семи слов являются оптимальными как с точки зрения информативности, так и для целей запоминаемости. Желательно, чтобы в заголовке присутствовали ключевые для этого текста слова – при этом повышается шанс попадания статьи в нужную категорию при автоматическом поиске и увеличивается вероятность её обнаружения и цитирования другими авторами.

В разделе «Введение» следует кратко обозначить проблему, к которой относятся результаты вашей статьи. При введении читателя в проблему следует привести, соблюдая хронологию, высказывания общепризнанных учёных, дать краткий анализ работам предшественников. Из краткого анализа этих сведений вытекает ясная и краткая формулировка конкретной задачи, решаемой в статье.

В разделе «Описание методов и материалов исследований» должны быть представлены методические вопросы закладки и проведения исследований. Этот раздел статьи обычно включает в себя такие подразделы, как объекты исследования, процедуры, оборудование, методы измерений и обработки данных. Также приводят информацию о том, какие математические или численные методы статистического анализа были использованы в работе. В целом, неписаный закон составления и написания раздела «Описание методов и материалов исследований» гласит: «Любой компетентный учёный должен иметь возможность повторить все опыты, прочитав статью».

В разделе «Результаты исследований» автор предъявляет исключительно свой собственный оригинальный фактический материал в виде таблиц, графиков, рисунков и фотографий. Под каждой таблицей или рисунком даётся комментарий, однако обсуждение материалов не проводится. Распространенная ошибка – формальное отношение и скудное описание таблицы или рисунка. На самом деле для читателя важно не только то, что он сам может увидеть в представленных экспериментальных материалах, но и то, что видит на них автор. Поэтому при описании таблиц и рисунков следует писать обо всём, что кажется достойным внимания.

В разделе «Обсуждение результатов», излагается основной результат в виде детального разбора и анализа полученных экспериментальных данных. «Обсуждение результатов» – это зеркальное отображение «Введения». Во «Введении» обосновывается задача исследования, исходя из уровня современной науки. В «Обсуждении результатов» излагается значение вновь полученных данных для науки в целом. Предполагается сравнение полученных данных не только между собой, но и с имеющими отношение к делу данными других авторов. Конечная цель обсуждения – понять, что же изменилось, в конкретной отрасли наук в результате выполнения данной работы; непосредственная же задача обсуждения – это обосновать общее заключение, главный вывод (или выводы) из работы. При обсуждении результатов необходимо обязательно упомянуть, достоверны ли полученные данные и на каком уровне вероятности. В финале этого раздела формулируется научная новизна полученных автором научных знаний.

Можно объединить «Результаты...» и «Обсуждение...» в один раздел. При этом обсуждение выполняется сразу за иллюстрационным материалом и аналитическими комментариями к нему.

Раздел «Выводы» должен содержать чёткие и краткие формулировки результатов, полученных в ходе работы. Выводы должны иметь характер тезисов и не должны быть многочисленными. Желательно, чтобы каждый вывод включал следующие позиции: «зачем и как делали», «что получили», и «что это значит». Обычно достаточно трёх-пяти ценных для науки выводов, полученных в результате работы над данной научной темой.

В моноавторских магистрантских (аспирантских) научных статьях раздел «Благодарности» уместно использовать для указания, под чьим руководством автор выполнял свои исследования. Если научная статья публикуется в рамках выполнения гранта, то в этом разделе обычно указывается его конкретный номер и шифр. В последних двух случаях специальное выделение названия раздела необязательно.

1.1.5. Схема доклада

Доклад – это вид самостоятельной научно-исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на неё.

Доклад содержит две части: текст и иллюстрации (электронная презентация).

Сначала должно прозвучать название работы и фамилии авторов.

Перед началом доклада желательно поприветствовать всех присутствующих в аудитории словами: «Уважаемые члены комиссии, уважаемые коллеги, разрешите представить вашему вниманию доклад на тему…». Название исследовательской работы и доклада должно быть конкретным и ясно указывать, на что направлены усилия. В названии доклада должно быть не более 10 слов.

Введение

В этой части необходимо обосновать необходимость проведения исследования и его актуальность. Необходимо доказать, что доклад достоин того, чтобы его слушали. Время для введения – примерно 1 минута.

Теоретическая часть

Необходимо показать сегодняшний уровень понимания проблемы и сформулировать проблему, цель и задачи работы. Время для этой части доклада – примерно 4 минуты.

Методика исследования

Обоснование методики или способа исследования, её преимущества и возможности при проведении исследования.

Результаты работы.

Перечисление основных, результатов работы. Рекомендуется выделить один результат и остановиться на нем более подробно – как он был получен и его характерные особенности. Выводы

Краткие выводы по проделанной работе. Выводы должны соответствовать задачам.

1.1.6. Правила оформления электронной презентации

Общие требования к смыслу и оформлению – всегда необходимо отталкиваться от целей презентации и от условий прочтения. Презентации должны быть разными – своя на каждую ситуацию. Презентация для выступления, презентация для отправки по почте или презентация для личной встречи значительно отличаются.

Общий порядок слайдов:

 титульный лист с заголовком темы и автором исполнения презентации;

 план презентации (5-6 пунктов - это максимум);

 основная часть (не более 10 слайдов);

 заключения (выводы);

 «Спасибо за внимание» (подпись).

Общие требования к стилевому оформлению:

 дизайн должен быть простым и лаконичным;

 основная цель – читаемость, а не субъективная красота, при этом не надо впадать в другую крайность и писать на белых листах чёрными буквами (не у всех это получается стильно);

 цветовая гамма должна состоять не более чем из двух-трёх цветов;

 шрифты с засечками читаются легче, чем гротески (шрифты без засечек);

 шрифтовой контраст можно создать посредством: размера шрифта, толщины шрифта, начертания, формы, направления и цвета;

 идеальное сочетание текста, света и фона: тёмный шрифт, светлый фон;

 каждый слайд должен иметь заголовок;

 все слайды должны быть выдержаны в одном стиле;

 на каждом слайде должно быть не более 3-х иллюстраций;

 на каждом слайде – 20-30 слов, не более;

 слайды должны быть пронумерованы с указанием общего количества слайдов;

 использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись (обычно анимация используется для привлечения внимания слушателей, например, последовательное появление элементов диаграммы);

 оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от его содержательной части.

1.1.7. Рекомендации к выступлению

Не следует стараться рассказать всё, что Вы можете и знаете по данной теме! Лучше «недокормить» слушателей, чем «перекормить».

Ошибкой является заострение внимания на второстепенных деталях. Это вводит аудиторию в замешательство – многим непонятно как то, что они слушают, относится к теме доклада?

Лучше мысленно сократить текст в 2-3 раза (желательно еще до выступления), чем говорить слишком быстро, чтобы успеть уложиться в отведенное время.

Пауза дает аудитории возможность подумать о том, что сказано.

С помощью рисунка иногда можно мгновенно выразить то, что словами придется описывать 5 минут.

Видеофрагменты в коротких презентациях их лучше не использовать. Для правильного восприятия видеофрагмента надо объяснить, зачем он будет показан, куда нужно смотреть, что увидеть. Затем надо показать сам видеофрагмент. Как правило, видеофрагмент «съедает» доклад целиком.

Время выступления должно соответствовать количеству информации, содержащейся в нем. Лучше сказать чуть меньше, но так, чтобы аудитория поняла структуру и содержание выступления, чем скомкать весь доклад.

По возможности следует находиться слева от слайдов (так идет взгляд слушателей – слева-направо).

Ошибочно стоять так, чтобы картинка проецировалась на лицо и одежду докладчика. Если проектор в данный момент не нужен – лучше его просто выключить, чтобы он не отвлекал людей и не мешал ходить по сцене.

Отвечая на вопросы из зала желательно:

 внимательно слушать;

 не спешить, даже если ответ известен с первых слов вопроса – небольшая пауза между вопросом и ответом характеризует уважение к собеседнику;

 если вопрос непонятен – лучше переформулировать вопрос своими словами и уточните у того, кто спрашивает.

Вопросы к аудитории – это хороший ораторский прием. Однако выступающий обязан абсолютно точно знать, какой ответ на свой вопрос он хочет получить и зачем он задал аудитории этот вопрос.

Целесообразно задавать аудитории только такие вопросы, на которые можно быстро получить от аудитории правильные с точки зрения докладчика ответы, помогающие лучше раскрыть содержание доклада.

После создания презентации и её оформления, необходимо отрепетировать её показ и своё выступление, проверить, как будет выглядеть презентация в целом (на проекционном экране), насколько скоро и адекватно она воспринимается из разных мест аудитории, при разном освещении, шумовом сопровождении, в обстановке, максимально приближённой к реальным условиям выступления.

Рекомендуемое требование к презентации – количество слайдов не более 10. Время доклада – не более 10 минут.

1.2. Порядок выполнения задания

1. Перед выполнением задания изучить теоретический материал и ответить на контрольные вопросы.

2. Используя Интернет и собственные наработки подготовить исходный материал:

 изображение – схема, фотография, диаграмма и т.п.;

 числовые данные – зависимости, полученные в результате исследований или в результате «мысленного эксперимента» – в виде таблицы;

 текстовую часть, содержащую описание экспериментов и анализ результатов.

3. В MS Excel построить график на основании числовых данных, отформатировать график, найти формулу (уравнение), описывающую изменение величины на графике.

4. В графическом редакторе MS Picture Manager выполнить для изображения обрезку и цветокоррекцию (при необходимости). В графическом редакторе Paint выполнить простановку позиций на рисунке и выносные линии. При работе с файлом изображения в Paint необходимо сохранять копии на всех этапах для возможности изменить редактирование. Можно использовать другие программы.

5. В MS Word отформатировать страницу согласно требований, изложенных в п. 3.3, вставить текстовую часть, провести форматирование шрифта и абзаца, сохранить документ. Вставить формулу, набрав ее в редакторе формул MS Word, добавить номер формулы, и подформульные пояснения «где…». Вставить рисунок (если необходима схема, то ее нужно нарисовать средствами Word или Visio), добавить подрисуночную подпись с указанием позиций. Рисунок и подрисуночную подпись рекомендуется объединить в таблицу – верхняя ячейка – рисунок, нижняя – подпись. Вставить диаграмму из MS Excel как объект. Добавить подрисуночную подпись. Преобразовать графические объекты (рисунок и диаграмму) к цвету «градации серого». Вставить таблицу из MS Excel, добавить заголовок таблицы, отформатировать линии сетки таблицы и шрифт таблицы. Выполнить компоновку объектов применяя функции – расположение на странице и обтекание текстом.

6. Обязательно предусмотреть раздел «Литература», в котором нужно оформить ссылки на использованные источники, как в практической работе №2.

7. Подготовить исходный графический материал и текстовую часть для доклада. Объем текстовой части должен соответствовать докладу 5-10 минут (это составляет примерно 3-5 тыс. знаков).

8. Отредактировать текст доклада в MS Word и подготовить в MS PowerPoint презентацию, сопровождающую доклад, соблюдая приведенные выше рекомендации.

1.3. Требования к оформлению учебной статьи

 Страница: А4 книжная.

 Поля: левое 3 см, правое 1 см, верхнее и нижнее по 2 см.

 Абзац: отступ 1,25 см. с выравниванием по ширине и одинарным междустрочным интервалом.

 Шрифт текста: Times New Roman, гарнитура 14.

 Шрифт таблиц: Times New Roman, гарнитура 12. Заголовки выделяюся полужирным начертанием.

 Рисунок: у подрисуночной подписи шрифт Times New Roman, гарнитура 12, на рисунке допускаются числовые обозначения с расшифровкой в подрисуночной подписи.

 Формулы: гарнитура шрифта 14, выравнивание по центру с отбивкой в 1 интервал.

 Диаграммы: размещение названия осей в диаграмме на месте последних цифр по шкале оси, шрифт диаграммы Times New Roman, гарнитура 12. Цветная печать не предусматривается.

1.4. Требования к оформлению, процедура защиты

1. Отчет по данной работе должен содержать описание хода выполнения основных задач, файлы изображений и электронных таблиц, файл подготовленного фрагмента публикации. При защите необходимо дать требуемые пояснения к содержанию отчета и ответить на контрольный вопрос.

2. Отчет по докладу должен содержать презентацию и файл с текстом доклада. При защите необходимо сделать доклад с сопровождением слайдами и ответить на вопросы преподавателя и аудитории по докладу.

 

===============================

Информация предоставлена сайтом http://www.tltsu.ru/